А теократичность

admin Рубрика: История
Комментарии к записи А теократичность отключены

А теократичность имамата уже сама по себе говорит о многом: она заставляет вспомнить о народных мусульманских движениях от «…завоевательных походов африканских Альморавидов и Альмогадов в Испанию до последнего махди из Хартума», о том, что «при религиозном облачении все это — движения, вытекающие из экономических причин», и, наконец, о том, что, «даже одержав победу, они оставляют нетронутыми прежние экономические условия».

Благодаря религиозной оболочке движения центральная власть оказывается теократической. Так же построена и вся система управления: как правило, представители «власти на местах» оказываются муллами. Более крупные должности заняты «учеными», но и это опять-таки те же муллы, только имеющие большее духовное образование. Одним словом, руководство имамата сверху донизу — духовное руководство.

Однако несмотря на подчеркиваемое многими источниками сосредоточение всей власти в руках имама, мы находим во главе нового государства два учреждения, характер отношений которых с имамом заставляет внести значительные поправки в установившееся мнение. Очень интересно отметить, что наиболее важные сведения об этих учреждениях исходят из дагестанских источников, что заставляет думать о недостаточной осведомлености во внутренних делах имамата большинства официальных царских источников.

Первое из этих учреждений — «совет ученых». Он имеет довольно широкую известность: ссылки на него встречаются в официальных документах и у горских авторов. При этом совету приписываются чрезвычайно большие полномочия. Некоторые данные о том же сообщает А.Руновский в написанной им биографии Шамиля2. «Совет ученых» — не постоянно действующее учреждение. Он собирается от случая к случаю. В составе его — все виднейшие представители мусульманского духовенства, мусульманские ученые. Здесь мы можем найти имена Джемал ад-Дина, Заголова и многих других. Трудно сказать с уверенностью, включал ли «совет ученых» также и представителей отдельных чеченских или дагестанских аулов или обществ, но некоторые данные в пользу такого предположения в источниках встречаются. Так, например, Гаджи-Али, говоря об избрании Шамиля, сообщает: «Народ и ученые из некоторых деревень Хиндалала (Койсубу) собрались в Ашильту, избрали его имамом».

« »

Comments are closed.