Демократическое законодательство сороковых годов

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Демократическое законодательство сороковых годов отключены

Демократическое законодательство сороковых годов продолжало применяться и в пятидесятых, но теперь практика многих наибов резко ему противоречила, примазавшиеся к власти представители аульской верхушки легко находили в несовершенном шамилевском законодательстве всяческие лазейки. А имам, ставивший во главу угла своей политики религиозную реформу и страдавший слишком большим доверием к наибам, не мог найти теперь правильную линию поведения. Ему не хватало четкого и ясного представления о задачах и социальном характере движения. Отсюда те «капитальные ошибки», о которых Шамиль говорил А.Руновскому и которые отмечены всеми без исключения источниками — как русскими, так и горскими, до Мухаммеда-Тахира включительно. Ошибки эти заключались в конечном счете в том, что имам не смог положить предел аппетитам части наибов и других представителей аульской верхушки. Не помогала даже специальная премия, которую имам уплачивал честным наибам, по большей части представителям бедноты.
Все сказанное вовсе не предполагает, что имамат был государством эксплуататоров. Наоборот, он вышел из крестьянского восстания и был организован как государство демократическое. Только как таковое он и мог существовать. Когда же верхушка аула попыталась превратить его в орудие эксплуатации народных масс — он потерял свою сопротивляемость царизму и пал. Падение стало неизбежным лишь с того момента, когда своекорыстие аульской верхушки оттолкнуло от имамата его основную базу — широкую народную массу. Вот почему в целом политика имамата — это политика демократии, несмотря на практику, применявшуюся некоторыми наибами.

Займемся прежде всего произведенной Шамилем социальной реформой, из ее рассмотрения нам станет ясна и политика имамата в вопросе ликвидации прав феодальной верхушки. Здесь предварительно следует отметить одно интересное обстоятельство. Подавляющее большинство наших источников говорит прямо об антифеодальной направленности политики имамата. Однако большинство высказываний настолько туманны и общи, что извлечь из них конкретные факты не представляется возможным. В известной книге Р.А.Фадеева «60 лет Кавказской войны» автор высказывается по интересующему нас вопросу как будто бы очень категорически.

« »

Comments are closed.