Гоцатль как аул

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Гоцатль как аул отключены

Гоцатль как аул, «…где во множестве проживают экс-беки, экс-чанки и другие любители крепостного права». Но аристократия эта целиком (или почти целиком) была отстранена от власти. «Для приобретения себе приверженцев имам, — говоря словами современника, — обратился к самому бедному классу населения. Он окружил себя бездомовниками, облек их в грозное звание мюридов и отдал в их распоряжение всю массу подвластного ему населения». Сказано, конечно, слишком сильно. Дальше мы увидим, что не всегда из «бездомовников» вербовалась административная верхушка имамата — наибы. Но в представлении офицера царской армии ликвидация власти ханов и беков не могла пониматься иначе, как передача ее «бездомовникам», «черни». Это подтверждает и Окольничий: «Для того, чтобы достигнуть наибского звания, не надо происходить из знатного рода, для этого требуются способности, усердие и верность имаму».

Наиболее, пожалуй, показательными являются факты, приведенные Мухаммедом-Тахиром об организации управления областями, которые занимал Шамиль. Так, при занятии ханства Кази-кумухского (в 1841 г.) Шамиль назначил наибом Казикумухским Хаджи-Яхья. Кем же был этот последний? Оказывается, что наиб Казикумухский происходил из ханского казикумухского рода (он был чанка этого рода), выступал в качестве претендента на ханскую власть и в 1838 г. бежал к Шамилю. Это подтверждается и высоким положением в имамате Даниэль-бека, султана Элисуй-ского, и некоторых других видных деятелей мюридизма. Характерны во всем этом два момента: во-первых, то обстоятельство, что среди шамилевских наибов были не только «бездомовники». Но здесь нас интересует и другая сторона вопроса: Хаджи-Яхья назначен был не ханом, а наибом. Этот факт резко подчеркивает замену прежней системы управления новой. То же подтверждает и другой факт, приводимый тем же Мухаммедом-Тахиром. Он относится к походу наиба Бук-Мухаммеда в Кайтаг и Табасарань. «Они [Бук-Мухаммед и сопровождавшие его. — Н.П.]… начали устанавливать среди жителей Хайдака и Табасарана свое управление и порядки, назначая наибов, кадиев и начальников сотен».

Из этих фактов ясно, что система управления, вводившаяся Шамилем, не становилась рядом со старой и не использовала старую (если не говорить об отдельных лицах), а целиком уничтожала ее, заменяя новой. В результате этого феодалы получили очень серьезный удар.

« »

Comments are closed.