Имамат

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Имамат отключены

Имамат — прежде всего единое государство, образованное из различных народов Дагестана и Чечни. И заслуга создания этого государства в значительной мере принадлежит Шамилю. Шамиль «сливает в один народ племена Дагестана и Чечни», — констатировал еще в 1841 г. Прушановский. Еще в тридцатых годах, в начале своего имамства, Шамиль делал некоторые попытки объединения различных племен Нагорного Дагестана.

С 1840 — 1841 гг. начинается уже интенсивная деятельность имама по организации государства: наряду с прежним неопределенным «советом ученых» создается постоянно функционирующий центральный орган управления, диван-ханэ; образуется государственная казна, вводятся налоги, создается правильная армия, образуются местные органы управления. Все эти мероприятия имама должны были служить одной основной цели: борьбе с царизмом. Побеждавшая в начале сороковых годов крестьянская масса создавала демократическое государство. Но, расправившись с «отступниками», дагестанские уздени с удивлением увидели, что в их собственной среде, в «вольных» обществах, начинают вырастать такие же отступники, только уже из аульской верхушки. И тогда административная система имамата начала служить интересам этой самой верхушки.

Широко известно, что в государстве мюридов мы имеем дело с настоящей теократией. Имам — прежде всего — духовный вождь магометан и лишь как таковой является вождем светским, главнокомандующим в священной войне, главой в мусульманском государстве. «Весь непокорный Дагестан и вся Чечня повинуется ныне Шамилю как Имаму своему, как верховному правителю в борьбе с неверными. Таким образом, он в лице своем соединил всю духовную, административную и военную власть», — сообщает один из документов 1840-х гг. и прибавляет: «Как духовное значение Шамиля есть настоящая пружина быстрого его возвышения и как распространение шариата есть в глазах правоверных законная побудительная причина к войне с нами, то Шамиль всеми мерами старается возвысить духовенство, чтобы иметь в нем опору и деятельных сподвижников для поддержания фанатизма и мюридизма».

« »

Comments are closed.