К. Рид

admin Рубрика: История
Комментарии к записи К. Рид отключены

К. Рид, ведший полевую этнографическую работу среди горных племен Новой Гвинеи, высоко оценивает роль и значение деревенской общины в социальной и духовной жизни ее членов. «Деревня, — пишет он, — это центр социальной структуры. В ней сплетены вместе самые важные групповые связи, и от нее же они расходятся в разные стороны. Более тою, общая жизнь в деревне, ежедневная взаимная помощь, многообразные общие интересы и совместные действия порождают прочные эмоциальные связи, чувство общей принадлежности, идею общности — и все это поддерживает и укрепляет деревню, лежит в ее основе».

Племя как социальная структура, состоящая из жителей нескольких деревень, с вождем племени, советом племени, к моменту европейской колонизации (как показано в гл. «Этническая ситуация») еще не сложилось. Каждая деревня — самостоятельная социальная единица. У нее — свои властные структуры, своя общения с соседними деревнями, свой круг дружеских связей. Ее жители представляют, по существу, предплемя, или, если угодно, племя в начальной стадии его формирования. Как и прежде, сохраняется близость соседних деревень, сходство обычаев. Это, как совершенно справедливо отмечает С. А. Токарев, «есть, очевидно, продукт существования здесь определенных и постоянных связей… Связи эти выражаются наиболее заметным образом в обмене, который и является здесь главным фактором культурного сближения». Люди племени чамбри объясняют свои сходства в культуре с соседними племенами по-своему, но, в принципе, так же. Чем больше время, отделяющее нас от предков, говорят они, тем с каждым поколением слабеет сила, доходящая от них до потомков, и приходится пополнять эту силу за счет заимствований от соседей. Многие обряды люди чамбри взяли от людей ятмул, а танцы, мифы, флейты, талисманы — от других племен. Сила уменьшается в ходе времени, и если ничего не заимствовать, то племя погибнет.

С общиной теснейшим образом связаны институт экзогамии и институт «больших людей». Многие этнографы связывают экзогамию с родом, но в действительности, кроме родовой экзогамии (запрета на браки между членами одного и того же рода), есть и другие брачные запреты. Гораздо большее значение, чем для рода, экзогамия имеет для общины и входящих в нее семей. Экзогамия формирует структуру семьи (муж и жена принадлежат к разным родам, их дети принадлежат к роду одного из них) и структуру общины. Члены общины под действием института экзогамии делятся на три части.

« »

Comments are closed.