К. Рид

admin Рубрика: История
Комментарии к записи К. Рид отключены

К. Рид полагает, что здесь одно племя (гахуку-гама). Почему? Потому что войны ведутся будто бы только внутри этой этнической группы. Война, утверждает он, это основной критерий для определения этнических границ. Можно было бы предположить, что он хотел сказать что-то другое. Но вот его собственные слова: «Начиная с какой-либо точки в центральной части долины и прослеживая все возможные взаимосвязи, являющиеся результатом войн, мы получаем данную общность групп. Как целое группы характеризуются тем фактом, что войны между ними периодически возобновляются, в то время как с группами вне этого региона они маловероятны.

Война, таким образом, — заключает он, — не только связывает части этнической группы в единое целое, но и отделяет гахуку-гама как целое от других групп» (589, 41). Никакой другой критерий, полагает К. Рид, не дает возможности определить, где кончается территория одной этнической группы и начинается территория другой. Концепция его слишком парадоксальна (К. Рид и сам считает ее парадоксальной), чтобы ее можно было принимать всерьез. Во-первых, войны не сближают жителей враждующих деревень, не связывают их в единое целое, а, напротив, разобщают, разъединяют. Во-вторых, если бы две базы его полевой работы были не в этих «центрах», «точках», а в других, границы его двойного племени гахуку-гама были бы иными.

Мы вовсе не хотим сказать, что к фактическим данным, собранным К. Ридом в двух «центрах», следует отнестись с осторожностью. Как раз напротив, его материалы заслуживают полного доверия и представляют большую научную ценность. В дистрикте Горока, констатирует он, проживает около 20 тыс. чел. Он полагает, что здесь несколько разных племен, этнических групп, но сам же отмечает, что нет резких переходов от одной социальной или культурной группы к другой. Территориально они тоже не отделены друг от друга. Всю долину Горока, отмечает он, можно рассматривать как один культурный ареал, в который входят не только гахуку-гама, но и джухаджуха, гахана, кабиджуха, асаро, соседние племена группы бена-бена и несколько более мелких групп. Имеются небольшие различия, признает он, главным образом в обрядах, но в целом они недостаточны для того, чтобы отделить группу от группы, так как подобного рода различия имеются даже в пределах одного и того же подплемени (там же, 34). Итак, культурный критерий для выделения разных племен среди 20-тысячного населения дистрикта Горока ничего определенного не дает. Языковой критерий, по мнению К. Рида, тоже не в состоянии служить этническим определителем. Таким образом, для того чтобы понять всю условность выделенных здесь.

« »

Comments are closed.