Наряду с этой повседневной

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Наряду с этой повседневной отключены

Наряду с этой повседневной, будничной культурой существует еще, втайне от женщин и детей, культура священная. Доступ к ней имеют только мужчины, и не каждый из них может и должной мере ею овладеть (даже не в полном объеме, что вообще невозможно, а хотя бы одной из ее сфер). Между мужчинами существует разделение труда. Один — сказитель, он хорошо знает и излагает мифы, предания и легенды; другой — музыкант, третий — знаток генеалогий, четвертый — опытен в проведении об рядов. Все это воплощено в пожилых людях, и все надо перевоплотить в молодых — в тех, у кого есть нужные дарования, пусть пока еще скрытые, потенциальные. Люди старшего поколения, знатоки и умельцы, ищут эти дарования, находят их, раскрывают, развивают на пользу всей общине.

Возникает один тандем учи тел ученик (скажем, в резьбе по дереву), другой — в игре на барабане, флейте, третий и т. д. То есть каждый знаток и умели стремится найти продолжателя своего дела среди молодых. В семье такого может не быть (отец — знаток мифов, а у сына плохая память и нет интереса к ним), в вемуне тоже может не быть. Тандем учитель—ученик и в семье, и в вемуне, где четыре-пять семей, может не состояться. Знаток ищет в других вемунах, в общине в целом. Ведь люди потому и живут вместе в общине, что бы хранить наследие предков, передавать его от поколения к поколению. Наличие в общине людей, лишенных особых дарований, не меняет общей картины. Знаток найдет даровитого ученика, его знания и опыт не пропадут. Даровитый ученик найдет нужного ему учителя, его дарование тоже даром не пропадет, оно будет развито и реализовано, воплощено не только в нем, но будет потом передано дальше.

Вопрос, собственно, следовало бы поставить иначе: почему средний размер деревень так ограничен (250—300 чел.)? Ведь люди хотят жить большими группами (недаром существуют контактные зоны), с внутренними конфликтами они чаще всего успешно справляются. Ответ довольно прост: в условиях подсечно мотыжного земледелия требуется каждые три-четыре года расчищать в лесу новые участки для огородов, что определяет размеры территории, принадлежащей общине (35—45 кв. км), и ограничивает число ее членов. Ведь у каждой семьи — несколько огородов, на одном из них семья собирает урожай, на другом производит посадку, на третьем ведет прополку и т. д. Важную роль играет еще одно обстоятельство: чем больше деревня, тем больше в ней внутренних конфликтов, а община не всегда в состоянии их ре шить. Ее властные структуры в этом отношении недостаточно сильны.

« »

Comments are closed.