Прежде всего он уничтожил

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Прежде всего он уничтожил отключены

Прежде всего он уничтожил сословные различия обращением дворян в узденей, а вслед за тем объявил безусловно свободными тех из принадлежавших им крестьян, которые составляли исключительное население какой-либо местности… Таким образом, жители четырех деревень Кахх, Хинниб, Кгуаниб и Тхляйлюб, расположенных неподалеку от Хунзака и с незапамятных времен составлявших собственность аварских ханов, первые получили свободу и тотчас были подчинены общим правилам, действовавшим во всем крае…

Вместо прежних условий крепостного быта, по которым весь труд крестьянина принадлежал помещику, распоряжавшемуся в его доме, как в своем собственном, освобожденные рабы были обложены такою же точно податью в пользу общественной казны, какую платило население целого края». На этом заканчивается текст Руновского об освобождении рабов, принадлежавших ханам и бекам. Подчеркнем здесь пока только два момента: во-первых, речь идет о кулах: как это видно из предыдущего контекста, узденей эта реформа не затрагивает; уздени, очевидно, освободились от платежа повинностей при уравнении сословий и поэтому в особом освобождении не нуждались. Во-вторых, и это наиболее интересно, речь идет не о всех кулах вообще, а лишь о тех, которые поселены были целыми деревнями. Это говорит уже о многом: мы знаем, что, поселяя кулов целыми сословиями, владельцы (ханы или беки, так как уздени не могли, конечно, иметь такое количество рабов, чтобы населять ими целые аулы) фактически переводили их на положение крепостных. То обстоятельство, что эти крепостные получали теперь полную свободу, наносило решительный удар экономическому господству феодалов.

Но, расправившись с феодалами, имамат совершенно иначе подошел к вопросу о верхушечной прослойке узденей. Продолжим приведенную цитату: «В деле освобождения остальных крестьян, не составлявших отдельного населения, а проживавших при своих владельцах в вольных селениях, Шамиль руководился указаниями Корана. Но, утверждая за владельцами неограниченные права в отношении личности и имущества собственно пленных, он подчинил потомство их совсем иным условиям, именно:

Крепостные, обращенные в хлебопашцев, обязаны были отдавать своим владельцам половину произведений обрабатываемой ими земли, а также половину произведений сельского хозяйства. Самая земля, вместе с усадьбой, все-таки составляла собственность помещика, который, как это было и у нас, имел право оторвать земледельца от его занятий и обратить на какое-нибудь другое дело. Дворовые люди должны были исполнять всякие работы безвозмездно; владельцам их Шамиль вменил в обязанность.

« »

Comments are closed.