Распоряжения свои Шамиль

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Распоряжения свои Шамиль отключены

Распоряжения свои Шамиль привел в исполнение окончательно в 1843 году». Таким образом, по Руновскому, имамат провел неполную ликвидацию отношений зависимости в дагестанских областях, причем частично было сохранено рабовладение (право владеть пленными), часть же рабов превращена в крепостных крестьян, обязанных своим господам определенными повинностями.

Прежде всего два слова о самом известии Руновского. Другой из приставов при Шамиле, Пржецлавский, подверг довольно подробному разбору ряд известий Руновского, казавшихся ему неверными. Но это сообщение Пржецлавский оставил без всяких возражений, исправив только неверный перевод слова «кул». Это, правильно указывает Пржецлавский, не крепостной, а раб.

Некоторые указания о ликвидации имаматом отношений зависимости в Нагорном Дагестане мы находим в позднейших официальных и литературных источниках. Характерным является то обстоятельство, что позднее при «освобождении» зависимых сословий в Дагестане последних в большей части Нагорного Дагестана не оказалось. Так что самый факт освобождения кулов, во всяком случае, поселенных целыми деревнями, может считаться в достаточной мере установленным. Труднее установить правильность сообщения о сохранении рабовладельческих прав узденьской верхушки. Попытаемся привести некоторые данные, подтверждающие изложенное Руновским.

У цитированного уже дагестанского историка Мухаммеда-Тахира мы находим следующий интересный бытовой факт, рисующий взгляды Шамиля на рабство. «Однажды пришла к нему одна женщина из Чиркея по имени Азиза и пожаловалась на то, что ее продают здесь в рабство. Шамиль ей объяснил, что у него нет силы освободить ее». Когда ее уводили на продажу, «…она плакала и кричала: «Неужели нет ни одного мусульманина, который бы освободил меня?»». Шамиль решился освободить ее, возникла потасовка, во время которой женщине удалось убежать. Однако хозяин, у которого гостил имам, стал упрекать его, говоря, «…что на нем 15 туманов гарантии за эту женщину и поэтому он хочет, чтобы» Шамиль отпустил ее для продажи. «Шамиль обругал» его и сказал: «Если бы пало на него даже 10 тысяч, то и то я бы не освободил пути для продажи мусульманки»». Этот факт, рисующий отношение имама к рабству, очень характерен.

« »

Comments are closed.