Сама природа

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Сама природа отключены

Сама природа толкает людей к единению, заставляя их наслаждаться друг другом: «Между ними нет соперничества, они не знают, что такое распри» (Ibid.)- Она не дает человеческому существу замкнуться в своей индивидуальности, превращая его в «животное общительное». Новизна этой формулы в том, что это уже не «политическое животное» Аристотеля, назначенное объединиться в полис. Теперь круг воссоединения — все люди. Поэтому на острове отсутствует рабство и любые формы порабощения. Все люди — ближние по природе: не потому ли гелионеситы обладают способностью вести диалог на всевозможных языках? У Ямбула космополитический пафос становится буквально космополитическим. Достигает «космических» пределов: человек — лишь частица всемирного полиса, законом которого становится закон природы.

В связи с этим в утопическом пространстве, выстраиваемом Ямбу-лом, нет ничего, что напоминало бы полисную социальность. У Платона забота о себе обеспечивает процветание граждан, так как «я» — составная часть полиса, и забота о себе приобретает вознаграждение в государстве. У Ямбула же между человеком и природой нет посредника, нет расстояния. «Я» перестает быть элементом перехода к государству. На острове Солнца нет ни городов, ни поселений, здесь отсутствуют суды, гимнасии и даже кладбища. Впрочем, они и не нужны. Дом, прибежище человека — вселенная, в которой не существует противоречий между индивидуумом, человечеством и всем миром. Жизнь людей и природы созвучна благодаря космической гармонии, определить которую можно было бы через стоическое понятие «мировой симпатии» [10]. Утопия Ямбула ориентируется на природно-космические ценности. Именно поэтому здесь не возникает темы общественно-морального действия, воспитания. Погруженность в природу, где царит принцип «симпатии», снимает вопросы «этической чистоты» и социальной дифференциации.

« »

Comments are closed.