Само понятие «племя»

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Само понятие «племя» отключены

Само понятие «племя» понимается весьма неопределенно — как языковая общность, и только. Следует отметить субъективный подход в определении степени этой общности. Один исследователь включает в племя жителей только тех деревень, которые без особых трудностей общаются друг с другом (их языки очень близки). Другие исходят из меньшей степени близости. Отсюда — разные радиусы языковой общности, разные территории. Но племена эти выделены, получали от колониальной администрации свои властные структуры, фигурируют на географических картах, в официальных документах, притом не только в годы колониального режима, но и в настоящее время. Это факты реальной жизни, ставшие таковыми через годы после того, как они были выделены из цепной связи языков и обособлены. Любопытно было бы проследить дальнейшие этнические процессы хотя бы на примере некоторых племен, ставших таковыми. Будем надеяться на папуасских ученых — они проявляют живой интерес к этой проблеме.

Как выглядела этническая ситуация до контактов с европейцами? Не было племен с их особыми языками и культурами, с их властными структурами. Они еще не сформировались. Племена появились позже, под влиянием контактов с европейцами, и стали первичными ячейками в системе колониального управления. Появились в этих ячейках властные структуры — киап (колониальный патруль), в каждой деревне лулуай (староста), тул-тул (переводчик). Сейчас, действительно, одна деревня может быть частью одного племени, а соседняя с нею — частью другого, в каждой из них в разное время и по-разному происходят перепись населения, сбор налогов, прокладка дорог. Контакты между этими деревнями теперь не столь часты, как раньше, появляются различия в культуре, а со временем и в языке. Так идет этнический процесс на протяжении сотни лет, и формируется ситуация «языковых джунглей». При сравнительно небольшой численности населения (около 3,5 млн чел.) насчитывается огромное число племен и языков.

В доконтактный период ситуация была иной. Каждая деревня была самостоятельной единицей, в ней шла своя социальная жизнь. Она не была, однако, обособлена от соседних деревень, имела оживленные отношения с ними в рамках присущей ей зоны общения, зоны взаимопонимания. Деревня и ее жители сами решали все свои дела, хозяйственные и социальные проблемы, улаживали внутренние конфликты, регулировали внешние связи с соседними деревнями.

На территории ПНГ обитают и такие этнические общности, которые можно назвать племенами в полном смысле этого слова — здесь отмечено наличие вождя племени, имеются четкие территориальные племенные границы. Как правило, это мелано-язычные этнические общности на островках, прилегающих.

« »

Comments are closed.