Шамиль

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Шамиль отключены

Эту версию, очевидно, Шамиль поддерживал очень настойчиво, т.к. Пржецлавский приводит объяснения имамом ряда фактов, которые могли бы натолкнуть на мысль о преднамеренности убийства. Так, Пржецлавский указывает на самый факт похода второго имама на Хунзах. Шамиль объясняет, что причиной похода была просьба ханши, которая соглашалась принять шариат. Пржецлавский описывает издевательства, которым подверглись первые посланники ханши в лагерь Гамзата под Хунзахом, и тут же добавляет, что Шамиль отрицает этот факт. Такой случай, по словам Шамиля, был, но значительно раньше, в Ахальчи, с посланным ханши Гаджи Кази Магометовым.

Наконец, Пржецлавский передает и версию Шамиля: будто бы требования выдать Бугу и разрушить башни Хунзаха были вызваны опасением измены со стороны ханов. Уже это перечисление говорит о том, как твердо держался имам избранной им позиции. Но, может быть, имам говорил это, будучи уже в плену, только для того, чтобы снять с себя ответственность за убийство? Предположение это невероятно. Вспомним, что версия эта впервые выдвинута была Мухаммедом-Тахиром, который указывает, что ему клялся в ее справедливости сам Шамиль. А работа горского историка закончена была (в этой части) между 1850 и 1855 годами, т.е. тогда, когда Шамиль был не пленником в Калуге, а имамом в Дагестане. Больше того — Мухаммед-Тахир считает истребление ханов хорошим делом и тем не менее подчеркивает, что убийство произведено было крестьянской массой без каких бы то ни было распоряжений имама или его помощника.

« »

Comments are closed.