Традиции

admin Рубрика: История
Комментарии к записи Традиции отключены

Традиции, родословной, возводимой в конечном счете к тому или иному божеству (прежде всего к Зевсу), было, как можно утверждать со значительной долей уверенности, «неотъемлемым и даже определяющим признаком» принадлежности того или иного аттического рода к евпатридам. Нам представляется, что такого рода «божественные» родословные следует считать мифологической проекцией уходящих в крито-микенскую эпоху, во II тыс. до н.э., корней соответствующих родов.

Генеалогии в античной Греции, как, наверное, и в любом древнем обществе, были одним из важнейших способов фиксации и манифестации исторической памяти. Весьма значительное место занимают они уже в эпосе Гомера, не говоря о Гесиоде. Появление на исходе архаической эпохи научной, в том числе исторической, прозы отнюдь не привело к изменению положения вещей, скорее, напротив: теперь уже в прозаическом жанре многочисленными авторами начинают фиксироваться самого различного рода родословия. Во избежание возможных недоразумений необходимо подчеркнуть, что речь идет не о каком-то «сочинении» или «изобретении» генеалогий, а именно об их переходе из устной сферы культуры в письменную. Такой переход имел определенное значение, прежде всего в связи с тем, что он позволял сделать генеалогические стеммы несравненно менее подверженными порче, неизбежной, при передаче «из уст в уста» в течение многих поколений. Генеалогии занимают прочное место в исторических трудах.

Так, наиболее талантливый и наиболее рационалистически настроенный из первого поколения греческих историков (логографов) — Гекатей Милетский — при всем своем критическом отношении к существующей мифологической традиции свято верил в собственное происхождение от богов в шестнадцатом поколении и, судя по всему, письменно зафиксировал с целью его доказательства подробную генеалогическую стемму. Вряд ли стоит видеть в подобном воззрении признак «наивности» Гекатея, который мог бы служить основанием для пренебрежительного отношения к нему как ученому. Дело, как нам представляется, несколько в ином. Великий логограф в своем подходе к родовым преданиям опирался на вековые традиции, сложившиеся в среде греческой аристократии, к которой он принадлежал. Божественное происхождение знати в глазах отнюдь не только ее самой, но и рядовых граждан, было чем-то само собой разумеющимся, фактом, не нуждающимся в доказательствах и не подверженным каким бы то ни было сомнениям.

« »

Comments are closed.