уже в IV в.

admin Рубрика: Без рубрики,
Комментарии к записи уже в IV в. отключены

По-видимому, уже в IV в. представители шинаканов не всегда приглашались на подобные соборы (жогов). Тот же царь Аршак в более хорошее для себя время собрал «ашхарЬажогов» буквально — Земский собор) для выборов католикоса. И хотя шинаканы наравне с азатами, по уверению историков, любили католикосов и оплакивали смерть их и прочих сильных мира сего,8, на соборе они, по-видимому, отсутствовали. Следовательно, уже в IV в. соборы из собраний представителей всего свободного населения страны превратились или, точнее, превращались в собрания знати, привилегированного населения, на которых тон задавали князья и епископы. Очевидно, наши источники застают лишь последний этап существования юридически свободного крестьянства.

Процесс исчезновения свободного крестьянства был, несомненно, длительным, многовековым; отдавая шинаканские «гевлы» под управление и опеку азатов-нахараров, армянские цари тем самым подрывали одну из опор центральной власти. Вероятно, ослабление, а затем падение царской власти в Армении было следствием перехода основной части шииаканства под власть азатов-нахараров. Одновременно термин «шинакан» стал менять свое значение, все более смешиваясь с другим термином — «рамик».

Термин этот также иранского происхождения и обозначает буквально «стадо», «паства», «пасомые». Иногда полагают, что термин «рамик» был просто шире термина «шинакан» в том смысле, что он обнимал не только крестьян, но и городское простонародье. Это едва ли верно, во всяком случае до VI в.

« »

Comments are closed.