В Чечне дело

admin Рубрика: История
Комментарии к записи В Чечне дело отключены

В Чечне дело обстояло несколько иначе. Там (во всяком случае, в той ее части, которая вошла в состав имамата) феодалов не существовало, а следовательно, введение наибов не могло здесь сыграть той роли, какую оно сыграло в Дагестане. В Чечне назначение наибов способствовало разложению родовых отношений. Вопрос о том, как мог происходить подобный процесс, и факты, подтверждающие его наличие, мы рассмотрим ниже при анализе всей административной системы имамата, ее социальной сущности и тех последствий, которые ею вызывались.

Вторым ударом, ударом, уже сокрушающим для дагестанских феодалов, было освобождение крестьян и рабов. Наиболее четко известие об этой реформе сформулировано у Руновского. «Прежде всего он [Шамиль. — Н.П.] уничтожил сословные различия обращением дворян в узденей…» Вот это-то уравнение в правах узденей с дворянством и послужило основой для всех сообщений о введенном третьим имамом всеобщем равенстве, о демократичности общественного строя нового государства. Хасан Алкадари наивно изобразил эту демократию в следующих словах: «Уже не было таких вещей, как ханские порядки, вроде того, что подчиненный перед начальством снимал шапку и все время стоял».

Несомненно, что введение такого типа равенства было одним из мероприятий в целой системе, проводившейся имаматом в целях ликвидации господства феодальной верхушки. В чьих же интересах действовала в данном случае государственная власть? Интересы какой группы населения нашли свое отражение в приведенном постановлении? В первую очередь выиграла, конечно, узденьская масса в целом (включая сюда и верхушечный ее слой). Крепостное или закрепощаемое крестьянство превратилось в крестьянство свободное, и в этом громадное прогрессивное значение шамилевской реформы. К сожалению, Как раз об этой-то реформе мы имеем лишь одно прямое известие, и поэтому исследователю приходится для проверки прибегать к косвенным указаниям.

Однако у реформы была и другая сторона. Мы имеем здесь в виду освобождение рабов, проведенное третьим имамом. Приведем прежде всего прямое и наиболее полное свидетельство об этой реформе, записанное Руновским. «С распространением имамской власти в местах, где господствовало крепостное право, Шамиль тотчас же принимал меры к прекращению такого порядка вещей.

« »

Comments are closed.